Гормоны стресса, такие как кортизол, способны достаточно сильно затуманить сознание, чтобы вызвать рассеянность и даже панику, препятствующие принятию рациональных решений.
Для того, чтобы избежать негативных последствий стрессовых ситуаций, ученый Дэниел Левитин разработал комплекс упражнений. В качестве основы для своего метода он взял прием, подсказанный его коллегой и называемый Проспективным взглядом в прошлое. Эту методику описал в своей книге психолог Гэри Клейн, назвавший, в своею очередь, ее Пре-мортем. Эта практика подразумевает предварительное моделирование нештатных ситуаций с определением собственных возможностей по их предотвращению или минимизации ущерба.
Действия в рамках практики пре-мортема подразделяются по степени очевидности. К очевидным действиям относится, например, выбор определенного места в доме, куда следует поместить вещи, которые легко потерять.
Гиппокамп – отдел мозга, ответственный за пространственное ориентирование – на протяжении тысячелетий развивался таким образом, чтобы фиксировать информацию о местоположении важных объектов: источников воды, пищи, опасности и тому подобного. Эта же область мозга помогает белкам отыскивать спрятанные про запас орехи, даже если в ходе эксперимента они были лишены возможности использования обоняния. Однако данный механизм результативно работает для поиска вещей, не изменяющих своего местоположения.
Если определить место для вещи, которая часто используется и будет после каждого использования помещена именно там – очки, ключи или паспорт – можно значительно снизить вероятность ее потери.
Также предлагается принять предосторожности на случай потери документов или банковской карты – сфотографировать их и отправить на собственный адрес электронной почты. В этом случае восстановление займет гораздо меньше времени и станет менее нервирующей процедурой.
Эти приемы относятся к разряду очевидных действий.
Отсюда возникает неочевидный прием практики пре-мортема — обязательного осознания того факта, что стрессовое состояние побуждает человека действовать не самым разумным образом, и необходимости систематизации действий.
Осознанный выбор в финансовых, социальных и других видах жизненно важных ситуаций может быть смоделирован на примере принятия медицинского решения. Так в случае повышенного уровня холестерина, когда, согласно данным исследований, повышается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, лечащий врач, наверняка, предложит пациенту начать принимать статины – лекарственное средство, снижающее холестериновые показатели.
Однако решение о приеме статинов принимает сам пациент, который при рациональном подходе к ситуации должен уточнить конкретные цифры, описывающие количество людей, нуждающихся в лечении. Данный показатель отражает число людей, которым необходимо принимать лекарство или перенести операцию, чтобы хотя бы один из них был излечен. Вопреки мнению пациента, это число не равно единице – не все медицинские манипуляции увенчаются безоговорочным успехом.
Не все базовые механизмы функционирования человеческого организма исследованы до конца. По оценкам некоторых крупных фармацевтических компаний, 90% лекарственных средств действенны лишь для 30-50% принимающих их пациентов. Для статина число людей, нуждающихся в лечении – количество пациентов, которые должны его принять, чтобы у одного из них было зафиксировано снижение уровня холестерина – согласно исследованию, проведенному практикующими специалистами, равно 300. Результаты эксперимента были подтверждены независимыми экспертами. Чтобы предотвратить один инсульт или инфаркт, 300 человек должны принимать статин в течение одного года. Тем не менее, это вовсе не означает, что прием этого лекарства сугубо положительный результат в одном случае из трехсот, поскольку значение также имеют побочные эффекты, возникающие у 5% принимающих средство. Так побочным действием статина является изнуряющая суставная и мышечная боль, расстройство пищеварения. Несмотря на то, что, на первый взгляд, решение о пользе прима кажется довольно очевидным, нельзя забывать о нерациональности мышления в стрессовых ситуациях. Совпало бы данное решение с тем, которое было бы вынесено в спокойной обстановке? В данном случае получается, что для отдельного пациента в 15 раз больше вероятность проявления негативного эффекта, нежели положительного. Медицинская этика требует соблюдения принципа информированного согласия – предоставления пациенту всех необходимых данных для осознанного принятия решения. Но далеко не всегда между врачом и пациентом происходит беседа в надлежащей форме, в том числе и потому, что в стрессовой ситуации человек склонен делать нерациональный выбор.
Таким образом, смысл методики пре-мортема заключается в предварительном продумывании вопросов, необходимых для грамотного построения беседы. Поскольку на месте нужные аспекты могут быть вовсе не затронуты в обсуждении. Так, например, обстоит вопрос качества жизни пациентов, перенесших определенное медицинское вмешательство: большинство людей, предварительно обсуждающих такие подчас непростые вопросы с близкими и врачами, способны принять более взвешенное решение.
Механизм реакции мозга на стрессовые обстоятельства эволюционно предполагает наибольшую скорость принятия решений в ущерб некоторым обыденным функциям и возможностям – первобытному человеку важнее убежать ото льва, чем сохранить оптимальные иммунные или пищеварительные способности. Вместе с тем при стрессе отметается и способность к рациональному логическому мышлению, что было подтверждено рядом исследователей.
Все эти доводы приводят к умозаключению, что система действий в ситуации, когда происходят нежелательные события, должна быть продумана заранее. Кроме того, важно осознать, что человек несовершенен и может попадать в неблагоприятные условия помимо своей воли. Смысл методики заключается в том, чтобы продумать вероятные промахи и внедрить систему, позволяющую минимизировать ущерб.
Ad